12 декабря 2017 г.

Оценка личностных результатов обучающихся 5-8 классов

Проект
Обучающегося  10 а класса Писарца Семена

 Цель: Выявить степень сформированности  личностных показателей и ценностей  подростков и дать прогноз устойчивости данных отношений.       

Гипотеза: В 5-8классах формируется устойчивое ценностное отношение подростков к миру, к людям, к себе.


Задачи выявить: 1) отношение к семье;
                             2) отношение к Отечеству;
                             3) отношение к земле;
                             4) отношение к миру;
                             5) отношение к труду;
                             6) отношение к культуре;
                             7) отношение к знаниям;
                             8) отношение к человеку как таковому;
                             9) отношение к человеку как к другому;
                            10) отношение к человеку как к иному;
                            11) отношение к телесному «я»;
                            12) отношение к душевному «я»;
                            13) отношение к духовному «я».

В данном проекте использованы полученные на уроках обществознания знания разделов «Познание» ( познание, научное познание, формы и методы научного познания, знание, истина и т.д.) и «Человек» ( мировоззрение, личность, я-концепция, ценности и т.д.).
Выявление отношения учащихся к определенным ценностям – задача, традиционно стоявшая перед школой в рамках организации учебно- воспитательной работы с учащимися. Согласно требованиям нового стандарта она ложится в основу оценки личностных результатов школьников и должна выступать объектом особого внимания педагогического коллектива.
Традиционно в школе эти задачи решались в  рамках диагностики, построенной по принципу иерархичного распределения учениками набора ценностей (ценностей-целей) в зависимости от степени их субъективной значимости. В 2017 г. в школе впервые была проведена диагностика 5-8 классов, обучающихся по новому стандарту с помощью методики П.В. Степанова, которая позволяет не только охарактеризовать ценностное отношение подростков к миру, к людям, к себе, но и дать прогноз устойчивости данных отношений.





Согласно полученным данным можно сделать следующие выводы:
1.              Как устойчиво-позитивное можно охарактеризовать отношение подростков к семье. Ценность семьи высоко значима, они дорожит семейными традициями и устоями; в будущем признается значимой цель создания счастливой семьи. Это единственный аспект, который в целом по школе получает устойчивую позитивную оценку и может характеризоваться как отрефлексированный и полностью принятый.
2.              Отношение к Отечеству и Земле (природе) - ситуативно-позитивное. Подростки переживают чувство Родины как чувство родного дома, города. Однако, им кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Экологические проблемы воспринимаются как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. Проявляя заботу, главным образом ориентируются на близких, а если есть возможность отказаться от дел, акций (помощи поддержки, кому-либо чужому, «экологического десанта» и др.), предлагаемых «со стороны», то они, скорее всего, этим воспользуются.

3.              Противоречивость позиции характеризует и отношение подростков к миру в целом. Взрослея в очень неоднозначной ситуации, складывающейся в современном мире, наши ученики, судя по предоставленным ответам, в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы они относится со смешанным чувством неприятия и страха, но полагают, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, в нем нельзя обойтись без оружия. В случаях, когда необходимо пойти на уступки, подростки сами стыдятся этого, потому что считают это проявлением слабости в глазах окружающих. Вполне вероятно, такой позицией могут быть, с их точки зрения, оправданы и многие конфликты в их жизни.
4.              Такая же ситуация складывается и в отношении основных сфер деятельности, в которые необходимо «войти» подростку. Понятия «труд», «культура», «знания», конечно, признаются значимыми, но есть некоторая специфика в их оценке:
- скорее всего, только престижная работа вызывает уважение; хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то участие «за компанию» возможно, но вызывает раздражение, что это занимает столько времени.
- при объективной ценности культурных форм поведения, руководствуются ими в своей повседневной жизни подростки отнюдь не всегда. Они не готовы прикладывать ежедневные усилия к тому, чтобы выглядеть «культурным человеком», находят оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства, неряшливости, нецензурной брани;
- даже при неплохой учебе, по своей инициативе вряд ли будут долго копаться в литературе и самостоятельно работать с источниками информации; в их его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но согласно их мнению, это не стоит стольких усилий именно «сейчас».
Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Ситуативность и неустойчивость отношений ярко проявляются в периоды духовных исканий подростков, поэтому важно не упускать эти моменты из объектов педагогического внимания.
5.              Сложно дать оценку отношению подростков к другому человеку.
Ценность человека как такового подвергается переосмыслению (в оценке отдельных аспектов опросника – лишь половина позитивных ответов). Подростки могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются теми, кто мешает ощущать радость жизни.
Склонны к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используя стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не могут пока самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни, дистанцируются от проблем, с которыми могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы.
Подростки не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитают делать это тогда, когда об этом попросят, осторожны в своих действиях во благо других, стараются не подвергать риску собственное благополучие. Причем, с возрастом тенденции критичности и категоричности нарастают, все больше проявляется негативных оценок.
6.              Самая напряженная ситуация для учеников 5-8 классов складывается с оценкой собственной личности. Формирование Я-концепции – длительная задача, основное содержательное решение которой приходится именно на подростковый возраст. В данный период решаются личностные задачи, связанные с самопознанием, пониманием своего места в системе взаимоотношений. Поэтому так важно понимать «болевые» точки подростка, области, где крайне важна поддержка.
Согласно проведенной диагностике, такая категория как «здоровье» получает ситуативно-позитивную оценку, она оцениваются согласно собственного физического состояния и высказывания отношения к собственному телу. Объективно понимается важность здорового образа жизни, но субъективная ценность его не слишком высока. Здоровье для учащихся среднего звена - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий; пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия.
Подростки ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится чувствовать себя свободным, но они не готов рисковать собственным благополучием; сама возможность выбора привлекательна, но идут на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают. Они признают объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.
Особого внимания требует сформированное ситуативно-негативное отношение подростков к своему внутреннему миру (душевному «Я»). Ни одна из учебных параллелей, участвовавших в мониторинге не может быть охарактеризована проявлением позитивных оценок в данном отношении; даже «средние» оценки в целом по школе определяют высокий уровень непонимания подростком самого себя, неоднозначность оценки отдельных сторон собственной личности.
Согласно полученным оценкам, «средний» подросток нашей школы принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым, ведь его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.
Выводы: У подростков нашей школы идет процесс формирования личностных качеств в соответствии с возрастом, сложилось устойчиво-позитивное отношение к семье, труду, ситуативно-позитивное отношение к Отечеству, земле, здоровью, противоречивое, но в целом позитивное отношение к миру, знаниям, человеку как таковому, как иному и другому, наиболее сложное и негативное отношение к оценке своей собственной личности, «я-концепции».
Именно, в подростковом возрасте перед личностью стоят задачи научиться быть самостоятельным, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, нести ответственность за последствия своих поступков, в глобальном смысле такая позиция, в случае закрепления негативных тенденций, может привести к формированию комплекса неполноценности личности и выбору роли «социальной пешки», неспособной в будущем к самоопределению и самореализации в жизни. В связи с вышесказанным перед школой стоят следующие задачи:
1. Продолжить работу по формированию семейных ценностей.
2. Развивать гражданско-патриотическое и гражданско-правовое направление воспитания,
3. Усилить и разнообразить работу по фомированию здорового образа жизни и экологическому воспитанию.
4. Активно развивать проектную, научно-исследовательскую и социально-значимую деятельность.
5. Особое внимание уделить организации самопознания и формированию я-концепции обучающихся.
6. Продолжить профориентационную работу, используя интерактивные формы.
7. Воспитывать культурный плюрализм и толерантность.

Литература:
1.       Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование [Текст]: издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС общего образования второго поколения / авт.-сост. Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, О.Н. Кащеева, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова, И.В. Серафимович, М.Н. Хахунова; под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой – Ярославль: Центр «Ресурс»,2014. 103 с.

2.       Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И,В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. - М.; АПК и ПРО, 2003. - 83 с.

1 комментарий:

  1. Работа посвящена серьезной проблеме современного образования - оценке личностных результатов обучающихся. В работе используется методика В.П. Степанова, одного из ведущих ученых в области педагогики. В работе используется опросник, выстроены диаграммы, дана интерпретация полученных данных. Чувствуется научный подход , сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшей учебно-воспитательной работе по формированию личностных результатов. К сожалению, нет сравнения с предыдущими данными, но автор работы сообщает, что методика оценки В.П.Степанова используется первый год в школе, в дальнейшем появится возможность отслеживать личностные результаты в динамике по каждому ребенку, параллели и школе в целом.

    ОтветитьУдалить