Проект
Обучающегося 10 а класса Писарца Семена

Гипотеза:
В 5-8классах формируется устойчивое ценностное отношение подростков к миру, к
людям, к себе.
2) отношение к
Отечеству;
3) отношение к
земле;
4) отношение к миру;
5) отношение к труду;
6) отношение к
культуре;
7) отношение к
знаниям;
8) отношение к
человеку как таковому;
9) отношение к
человеку как к другому;
10) отношение к
человеку как к иному;
11) отношение к
телесному «я»;
12) отношение к
душевному «я»;
13) отношение к
духовному «я».
В данном проекте использованы полученные на уроках
обществознания знания разделов «Познание» ( познание, научное познание, формы и
методы научного познания, знание, истина и т.д.) и «Человек» ( мировоззрение,
личность, я-концепция, ценности и т.д.).
Выявление
отношения учащихся к определенным ценностям – задача, традиционно стоявшая
перед школой в рамках организации учебно- воспитательной работы с учащимися.
Согласно требованиям нового стандарта она ложится в основу оценки личностных
результатов школьников и должна выступать объектом особого внимания
педагогического коллектива.
Традиционно
в школе эти задачи решались в рамках
диагностики, построенной по принципу иерархичного распределения учениками
набора ценностей (ценностей-целей) в зависимости от степени их субъективной
значимости. В 2017 г. в школе впервые была проведена диагностика 5-8 классов,
обучающихся по новому стандарту с помощью методики П.В. Степанова, которая
позволяет не только охарактеризовать ценностное отношение подростков к миру, к
людям, к себе, но и дать прогноз устойчивости данных отношений.
Согласно полученным данным можно сделать
следующие выводы:
1.
Как
устойчиво-позитивное можно охарактеризовать отношение подростков к семье.
Ценность семьи высоко значима, они дорожит семейными традициями и устоями; в
будущем признается значимой цель создания счастливой семьи. Это единственный
аспект, который в целом по школе получает устойчивую позитивную оценку и может
характеризоваться как отрефлексированный и полностью принятый.
2.
Отношение
к Отечеству и Земле (природе) - ситуативно-позитивное. Подростки переживают
чувство Родины как чувство родного дома, города. Однако, им кажется, что то,
что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего.
Экологические проблемы воспринимаются как объективно важные, но при этом не
зависящие от них лично. Проявляя заботу, главным образом ориентируются на
близких, а если есть возможность отказаться от дел, акций (помощи поддержки,
кому-либо чужому, «экологического десанта» и др.), предлагаемых «со стороны»,
то они, скорее всего, этим воспользуются.
3.
Противоречивость
позиции характеризует и отношение подростков к миру в целом. Взрослея в очень
неоднозначной ситуации, складывающейся в современном мире, наши ученики, судя
по предоставленным ответам, в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при
этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям
грубой силы они относится со смешанным чувством неприятия и страха, но
полагают, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к
противостоянию, поэтому, в нем нельзя обойтись без оружия. В случаях, когда
необходимо пойти на уступки, подростки сами стыдятся этого, потому что считают
это проявлением слабости в глазах окружающих. Вполне вероятно, такой позицией
могут быть, с их точки зрения, оправданы и многие конфликты в их жизни.
4.
Такая
же ситуация складывается и в отношении основных сфер деятельности, в которые
необходимо «войти» подростку. Понятия «труд», «культура», «знания», конечно,
признаются значимыми, но есть некоторая специфика в их оценке:
- скорее всего, только
престижная работа вызывает уважение; хотя если все окружающие заняты чем-то не
престижным (например, уборкой территории во время субботника), то участие «за
компанию» возможно, но вызывает раздражение, что это занимает столько времени.
-
при объективной ценности культурных форм поведения, руководствуются ими в своей
повседневной жизни подростки отнюдь не всегда. Они не готовы прикладывать
ежедневные усилия к тому, чтобы выглядеть «культурным человеком», находят
оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства, неряшливости,
нецензурной брани;
-
даже при неплохой учебе, по своей инициативе вряд ли будут долго копаться в
литературе и самостоятельно работать с источниками информации; в их его
сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но согласно их мнению, это
не стоит стольких усилий именно «сейчас».
Ситуативные
отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной
жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Ситуативность и
неустойчивость отношений ярко проявляются в периоды духовных исканий
подростков, поэтому важно не упускать эти моменты из объектов педагогического
внимания.
5.
Сложно
дать оценку отношению подростков к другому человеку.
Ценность
человека как такового подвергается переосмыслению (в оценке отдельных аспектов
опросника – лишь половина позитивных ответов). Подростки могут
продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей
(например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются теми, кто
мешает ощущать радость жизни.
Склонны к признанию и
принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных
групп, но при этом разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные
предрассудки, используя стереотипы в отношении представителей тех или иных
культур. Они не могут пока самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые,
проявления культурной дискриминации в повседневной жизни, дистанцируются от
проблем, с которыми могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или
беженцы.
Подростки
не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитают делать это тогда, когда об
этом попросят, осторожны в своих действиях во благо других, стараются не
подвергать риску собственное благополучие. Причем, с возрастом тенденции
критичности и категоричности нарастают, все больше проявляется негативных
оценок.
6.
Самая
напряженная ситуация для учеников 5-8 классов складывается с оценкой
собственной личности. Формирование Я-концепции – длительная задача, основное
содержательное решение которой приходится именно на подростковый возраст. В
данный период решаются личностные задачи, связанные с самопознанием, пониманием
своего места в системе взаимоотношений. Поэтому так важно понимать «болевые»
точки подростка, области, где крайне важна поддержка.
Согласно
проведенной диагностике, такая категория как «здоровье» получает
ситуативно-позитивную оценку, она оцениваются согласно собственного физического
состояния и высказывания отношения к собственному телу. Объективно понимается
важность здорового образа жизни, но субъективная ценность его не слишком
высока. Здоровье для учащихся среднего звена - естественное состояние, само
собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий; пристрастие
к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия.
Подростки
ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это
реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится
чувствовать себя свободным, но они не готов рисковать собственным
благополучием; сама возможность выбора привлекательна, но идут на него с
оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают. Они признают
объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей
повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными
регуляторами.
Особого
внимания требует сформированное ситуативно-негативное отношение подростков к
своему внутреннему миру (душевному «Я»). Ни одна из учебных параллелей,
участвовавших в мониторинге не может быть охарактеризована проявлением
позитивных оценок в данном отношении; даже «средние» оценки в целом по школе
определяют высокий уровень непонимания подростком самого себя, неоднозначность
оценки отдельных сторон собственной личности.
Согласно
полученным оценкам, «средний» подросток нашей школы принимает себя таким, какой
он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время
хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и
знаменитым, ведь его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он
надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую
очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и
спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.
Выводы: У подростков нашей школы идет
процесс формирования личностных качеств в соответствии с возрастом, сложилось
устойчиво-позитивное отношение к семье, труду, ситуативно-позитивное отношение
к Отечеству, земле, здоровью, противоречивое, но в целом позитивное отношение к
миру, знаниям, человеку как таковому, как иному и другому, наиболее сложное и
негативное отношение к оценке своей собственной личности, «я-концепции».
Именно,
в подростковом возрасте перед личностью стоят задачи научиться быть
самостоятельным, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, нести
ответственность за последствия своих поступков, в глобальном смысле такая
позиция, в случае закрепления негативных тенденций, может привести к
формированию комплекса неполноценности личности и выбору роли «социальной
пешки», неспособной в будущем к самоопределению и самореализации в жизни. В
связи с вышесказанным перед школой стоят следующие задачи:
1. Продолжить работу по
формированию семейных ценностей.
2. Развивать
гражданско-патриотическое и гражданско-правовое направление воспитания,
3. Усилить и разнообразить
работу по фомированию здорового образа жизни и экологическому воспитанию.
4. Активно развивать
проектную, научно-исследовательскую и социально-значимую деятельность.
5. Особое внимание уделить
организации самопознания и формированию я-концепции обучающихся.
6. Продолжить профориентационную
работу, используя интерактивные формы.
7. Воспитывать культурный плюрализм и толерантность.
Литература:
1. Личностные результаты образования: содержание, показатели,
формирование [Текст]: издание для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение ФГОС общего образования второго поколения / авт.-сост. Н.П.
Ансимова, О.В. Большакова, О.Н. Кащеева, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова,
И.В. Серафимович, М.Н. Хахунова; под общ. ред. Н.П. Ансимовой, И.В. Кузнецовой
– Ярославль: Центр «Ресурс»,2014. 103 с.
2. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И,В. Диагностика и
мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой,
В.М.Лизинского. - М.; АПК и ПРО, 2003. - 83 с.
Работа посвящена серьезной проблеме современного образования - оценке личностных результатов обучающихся. В работе используется методика В.П. Степанова, одного из ведущих ученых в области педагогики. В работе используется опросник, выстроены диаграммы, дана интерпретация полученных данных. Чувствуется научный подход , сделаны выводы и даны рекомендации по дальнейшей учебно-воспитательной работе по формированию личностных результатов. К сожалению, нет сравнения с предыдущими данными, но автор работы сообщает, что методика оценки В.П.Степанова используется первый год в школе, в дальнейшем появится возможность отслеживать личностные результаты в динамике по каждому ребенку, параллели и школе в целом.
ОтветитьУдалить