3 декабря 2017 г.

Нужна ли религия современному человеку?

Тема: нужна ли религия современному человеку?


                                                                                                         Над проектом работали:
                                                    Тимофеева Диана, 10а
                                                                      Горбунова Юля, 10а
         
Введение


Мы выбрали эту тему, потому что в своем окружении практически не встречаем действительно верующих людей. Если раньше соблюдение религиозных правил, обрядов, походы в церковь были обязательными, то сейчас, глядя на современную молодежь, напрашивается вывод об отсутствии необходимости исповедовать какую-либо религию. А зачем? Ведь в наш век мы можем найти любую интересующую нас информацию в Интернете. Вовсе необязательно обращаться к религии, чтобы ответить на вопрос о смысле жизни, добре и зле. С другой стороны, быть может отсутствие религиозности является причиной главных проблем российской молодежи- падение морали, вредные привычки и т.д.Так как религия учит нас совершать хорошие поступки, следовать правильным путем. Таким образом, нам предстоит разобраться в том, нужна ли религия сегодня.


Актуальность


Вопрос о необходимости существования религии в быстро меняющимся мире является актуальным, особенно среди молодежи. Нам кажется, что роль религии среди наших сверстников становится все менее значимой. Но ведь в прошлом так не было- религия во многом определила историю нашего государства. Поэтому сейчас важно понять как изменяется роль религии в жизни старшеклассников, и вообще нужна ли она им.

Проблема

Возможно, именно из-за низкой религиозности молодежь теряет свои нравственные ориентиры



Гипотеза

Мы предполагаем, что опрос покажет очень низкий уровень религиозности среди наших сверстников. Скорее всего, большинство из них считает религию пережитком прошлого и не видит необходимости её существования в современном мире.




Цель: ответить на главный вопрос исследования: нужна ли религия сегодня?
Объект исследования: учащиеся 9-х-11-х классов (15-17 лет)
Предмет исследования: религия в жизни современных подростков


Задачи
  1. Найти необходимый материал по теме
  2. Изучить теорию вопроса
  3. Проанализировать изученные материалы
  4. Изготовить электронный продукт
  5. Сделать выводы


Методы исследования
  1. Анализ
  2. Анкетирование


Основная часть:


  1. Понятие и характеристика религии

  1. Роль религии
  2. Особенности современных религий
  3. Результаты опроса
  4. Вывод о функциях религии в современном мире



Теоретическая часть


Религия (лат. religare — связывать, соединять) особая форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозная община).
Религия активно влияет на бытие человека, и это влияние отмечается на протяжении всей истории человечества. Ряд археологических данных заставляет задуматься о наличии элементов, похожих на религиозные, еще до появления человека как современного биологического вида. История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры.
По мере усложнения общественной жизни, с появлением новых ее сфер – политики, государства, права, идеологии и т.д., религия становится их системообразующей основой. Даже с началом процессов секуляризации (конфискация государством церковных и монастырских имуществ), сильно выраженных в XIX–XX вв., ее влияние нельзя назвать утраченным, оно поменяло интенсивность и обрело иные формы.
По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее основные компоненты: религиозные учреждения и организации, религиозную деятельность и массовое религиозное сознание. Все эти компоненты религии и их взаимосвязи с различными компонентами структуры общества имеют социальные измерения и доступны как теоретическому анализу, так и эмпирическому наблюдению, и тем самым могут быть и становятся предметом социологического исследования.

Возникновение религии

На проблему возникновения религии существуют три основные точки зрения:
  • Религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников.
  • Эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества.
  • Промежуточная:  с одной стороны, опирается на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основывается на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу.

Основные религии мира

Об основных религиях мира вы можете прочитать на сайте http://fb.ru/article/318580/skolko-v-mire-religiy-osnovnyie-mirovyie-religii

Религия в жизни человечества

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно одно: без религии, без учёта её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Это не означает, конечно, что все люди – верующие, если под «верой» понимать сознательное исповедание религии, принадлежность к определённой религиозной общине. Дело в другом: любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, всё равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается обрядов, обычаев, семейных отношений, особенностей питания, способов похорон, представлений о добре и зле.

Люди обычно придерживаются той модели религии, которая им привычна, т.е. с которой прямо или косвенно (исторически) связаны они сами, их родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому, как правило, люди судят о других религиях, распространённых в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями.
На протяжении многих веков все важнейшие события в общественной и частной жизни были освещены религиозными обрядами. Рождение ребенка, наречение его именем, заключение брака, уход из жизни – все эти события в любом обществе проходили под патронажем священнослужителей, будь то политеистическая или монотеистическая цивилизация. Народные праздники, объявление войны, заключение мира и другие важные события в жизни любого общества сопровождались религиозными церемониями. К высшим силам народ через шаманов, жрецов, священников обращался с молениями о дожде во время засухи, или о ниспослании хорошего урожая, о прекращении эпидемий, об изгнании захватчиков с родной земли и т.д. Язык каждого народа насыщен выражениями типа: «слава Богу», «не дай Бог», «помоги тебе Бог», «клянусь Богом».

Современный мир – это, прежде всего, пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии, которые в значительной мере обусловлены религиозными воззрениями прошлого и настоящего. Даже в нашей стране, где большинство населения десятилетиями воспитывалось в духе воинствующего атеизма, и многие люди утратили религиозность, в повседневной жизни они отмечают Рождество, Пасху, Троицу.

Практическая часть

Мы провели небольшой опрос (https://docs.google.com/forms/d/1-4X9sLQYRRhANGemHPl-SishV4JQJoZ0yOEg26_i_yw/edit) среди учащихся 9-11 классов (15-17 лет). Его результаты представим в виде диаграмм.



Исходя из данных выше представленных диаграмм, можно сделать вывод о том, что более половины старшеклассников исповедуют христианство, но при этом мало кто соблюдает религиозные традиции и посещает храмы.





По мнению опрошенных старшеклассников, семья играет главную роль в формировании религиозных убеждений.



Большинство старшеклассников общаются с представителями других конфессий.



По мнению опрошенных старшеклассников, религия играет малозначительную роль в их жизни.


Около половины опрошенных считает, что религиозное образование может вводиться только по желанию школьников.

Около половины опрошенных отнесется отрицательно к принятию своим ребенком другой религии. Это говорит о том, что вопросы вероисповедания небезразличны старшеклассникам.



По мнению опрошенных старшеклассников, религия будет существовать всегда. Однако ¼ опрошенных с этим не согласна и предполагает, что религия перестанет быть нужной обществу и исчезнет.

Вывод:


Таким образом, на примере старшеклассников можно сделать общий вывод о том, что религия еще нужна современному человеку. Мы, старшеклассники, мало интересуемся вопросами религии, но не отрицаем ее значимость. Поэтому гипотеза частично подтвердилась, так как опрос показал низкий уровень религиозности. С другой стороны, опроверглась, потому что религию в большинстве своем не считают пережитком прошлого.

Мы осознаем, что подобные исследования в разных частях нашей страны могут показать другой результат. Но наше исследование является значимым с той стороны, что мы лучше стали понимать не только свое отношение, но и отношение наших сверстников  к религии. А вопрос о том, во что верить, является важным в жизни каждого подростка.


Источники информации:


1. Возникновение религии. Древнейшие формы религиозных верований // Чайковский А. Е., Капочкина Н. А., Кудрявцев М. С. История религий. Учебное пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2001.


6 комментариев:

  1. Хочется сказать, что работать над данным проектом было достаточно интересно. В дальнейшем нам пригодятся те умения, которые мы приобрели, выполняя данный проект, например, в написании курсовых работ в университете.
    Также было интересно проводить опрос, анализировать его результаты.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне понравилась работа девочек.У них все присутствует.Данная работа показывает отношение старшеклассников к религии, можно сказать, что оно положительное. Из диаграмм четко все видно.В целом, работу читать было очень интересно.Все построено грамотно.

    ОтветитьУдалить
  3. Было очень интересно читать эту работу. В теоретической части всё написано грамотно и в то же время понятно. Понравилось, что в практической части после каждой диаграммы сделан небольшой вывод.

    ОтветитьУдалить
  4. Работа очень интересная,узнала для себя много новой и полезной информации о мировых религиях и не только. В теоретической части написано все грамотно и понятно,диаграммы проанализированы. В общем,работа проделана не зря и явно заслуживает высокой оценки.

    ОтветитьУдалить
  5. Читая работу, я узнала много нового о значимости религии в современном мире. В теоретической части было написано все грамотно, а в практической части девочки грамотно составили опросник .В целом работа показалась для меня интересной , а темы была выбрана актуальная для современного общества.

    ОтветитьУдалить